Человек — природа»
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питательными и биологически активными веществами, и тонкости состояния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микроскопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.
Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди видятся как потребители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыслятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием её даров и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.
Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.
Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; питательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свойства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.
Представители профессий рассматриваемого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как "предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.
В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.
Но не следует недооценивать познавательной, умственной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным законам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, поскольку часто возможны необратимые изменения — заболевание, гибель организмов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, поражение растений вредителями и т.п.
Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кругозор в общих основах и узкоспециальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание — с другой — знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается работник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подведения частного случая под общее понятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совершенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень большое по объему — ничуть не уступающее иной академической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А. В. Суворова).
Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей рассматриваемого типа профессии разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимости зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.
В некоторых случаях требуются бережные движения (в обращении с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физические нагрузки.
Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам — непременное личное качество профессионала.
Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной обстановке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустроенностью и пр.
Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).
При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.
Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живому.
Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.
Знакомство с миром природы, интерес к ней начинается с детства и в течение жизни в той или иной мере влияет на развитие человека и формирование его как личности. С другой стороны, взаимодействие специалиста с объектами природы, управление процессами, происходящими в живых и неживых организмах, многообразные и разносторонние отношения, затрагивающие взаимные интересы сторон, непрерывно влияют на развитие жизни на нашей планете в целом, а особенно внутри биосферы, состояние которой определяет возможность и продолжительность нашего существования.
Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на ее процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении цели. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдаленных результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде из нескольких человек. Поэтому профессии этой направленности хорошо подходят людям малообщительным и не всегда — тем, у кого потребность в новых впечатлениях, людях, событиях выражена очень сильно.
К профессиям типа «Человек – природа» относятся профессии, связанные с:
1. изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог);
2. уходом за растениями и животными (лесник, овощевод, зоотехник);
3. профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как:
-
наблюдательность;
-
способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;
-
способность изменять цель в зависимости от условий;
-
выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.
Профессии типа «Человек – природа»
Агроном | Гидромелиоратор | Флорист |
Ветеринар | Плодоовощевод | Лесник |
Пчеловод | Микробиолог | Геодезист |
Геолог | Фермер | Гидролог |
Биолог | Садовод | Зоотехник |
Агрохимик | Рыбовод | Инженер паркового хозяйства |