Skip to main content

Человек-художественный образ

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос — это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что надо мысленно взгля­нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри­мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа — источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа­лов, время и микробы превращают холсты в прах).
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно­сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве­тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе­мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю­дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле­ние театрального представления, фразировка (музыкального ма­териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.
Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об­разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно­шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро­дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен­ный придуманных людьми политических, государственных гра­ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол­ландии и т.д.
Условия существования и развития человека — это система рас­селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про­странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про­странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень.
Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же — то, что надо обеспечить, преодолевая суще­ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено­ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно­гоэтажной застройки).
Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач­ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге­роя пьесы и т.п.
Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи­ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри­сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро­ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис­чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай­ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо­жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра­жение идеи торжества труда, знания.
Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри­мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра­соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима­тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри­тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж­даемой области.
Профессионал опирается на народный опыт, культурное на­следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний — как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об­ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.
Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложные координированные движения.
Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про­сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.
Как правило, требуется нестандартный ум, способность не­предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.
Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен­но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком­позиционные принципы в своей области (изобразительное искус­ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).
Важен художественный такт — уважительное отношение к со­стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол­нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не­допустимо — «можно, но нельзя» по соображениям художествен­ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду­хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про­фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол­жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи­мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.
Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра­жение свойственно любому мало-мальски активному человече­скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток — во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра­жение — непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при­крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим — отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко­вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони­мания того, что каждый человек в своем роде значителен.
Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип­лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.
Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю­дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор­трет» — там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.
Особенности творческости (креативности) представителей об­суждаемого типа профессий состоят в том, что они — новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.
Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы­ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ­ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело­веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер­шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.
Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно­гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по­падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента.
Особенности саморегуляции представителей этого типа про­фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.
Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали­сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто­ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап­ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла­шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж­на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо­рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе­ние, способность к многократным переделкам сделанного — важ­ные качества творческого работника.
К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли­тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не­малые нервные нагрузки.

Профессии

Popular posts from this blog

Advanced Expert - Exam Practice 3

Vocabulary and Grammar For questions 1–6, read the text below and think of the word that best fits each gap. Use only one word in each gap. DECIDING ON MY FUTURE When I left school, I really had no idea of what I wanted to do next and found myself with a lot of (1)  __________ on my hands. I knew I wanted to do something useful that would enable me to help others, but had been warned by my father not to make any snap (2) __________ or decisions. He advised me to think long and hard, try a few jobs and talk to people in different areas as well as seek careers advice. The first job I got was working in a hospital as an orderly but after only a matter of months I felt (3) __________ in a rut and wanted out. It was, I realised, unsatisfying and really just a (4) __________ to an end. That simply wouldn’t do. However, when working at the hospital I did gain an insight into other work that people did there and, after attending an open day at the local nursing college, I rea

Reported speech: Special Introductory verbs

 

CAE Expert Progress test 2

Advanced Expert Progress Test 2 (Modules 3–4) ANSWER ALL THE QUESTIONS Vocabulary and Grammar 1 For questions 1–9, read the sentences below and decide which answer (A, B, C or D) best fits each gap. I’m not sure if the weather (1) _____ any good next Friday but let’s hope so. It’s been quite off and (2) _____ this week; showers one minute, sunshine the next. As long as it’s not windy, we’ll be fine. I know you’ve never done a parachute jump before but I guarantee you’ll get a real (3) _____ from it. Admittedly, the first time I had butterflies in my stomach the moment the plane left the (4) _____ and when it came to the actual jump, I found myself (5) _____ to the spot before someone kindly helped me out of the plane. As soon as I got over my initial fear, I realised how much I loved the experience and how silly it was to get into a (6) _____ about jumping out of the plane. After all, doing a tandem jump is really straightforward. Once they’ve given us the special (7)  __